top of page
  • Фото автораartvital1

Пирамида нейрологических уровней Дилтса, или что нам делать с образом

Мир состоит из слов: то, что не названо, не существует.

Прежде чем миру проявиться, он должен возникнуть у нас в голове.

Образ внешнего мира полностью соответствует вашему внутреннему и внешнему образу себя.

(Мутарджем)

К. Брюллов. Портрет генерал-адъютанта Перовского

Человек в сей момент времени просто обязан быть счастливым, поскольку все его прошлые амбиции, превратившиеся в потребности, либо удовлетворены, либо находятся в состоянии удовлетворения. Зачастую неудовольствие жизнью даже при, казалось бы, удовлетворенных потребностях, вызвано тем, что на самом деле удовлетворяется не та потребность. Например, можно легко перепутать между собой потребность в обретении семьи и потребность в социальном престиже. Часто брак по расчету решает потребности престижа, а не создание близкого круга для доверительных отношений. Поэтому не всегда супруги становятся близкими по духу людьми, а со временем эта отчужденность делается более явной.


Пирамида Дилтса, или как её еще называют, пирамида нейрологических уровней Роберта Дилтса, служит именно для того, чтобы определить, на каком уровне находится проблема, понять причину возникновения и найти решение через создание соответствующего образа.


И.Крамской. Неизвестная

Почему пирамида носит такое название: пирамида нейрологических уровней?

Человек пропускает окружающую действительность через свою нервную систему. Не так давно были обнаружены зеркальные нейроны, которые позволяют человеку с «зеркальной» точностью пережить внутри себя любое действие, которое мы наблюдаем во внешнем мире. Мы говорим, что это память дает нам почувствовать кислый вкус лимона во рту, когда нам кто-то говорит слово "лимон", а на самом деле – это работа нашей нервной системы, вернее, её зеркальных нейронов, которые доносят до наших рецепторов всю информацию, зашифрованную в словах. Холодно, жарко, сладко, кисло. Эти слова мы можем воочию пережить своими рецепторами, не соприкасаясь с действительностью. Мы можем даже почувствовать рукой ребристую холодную поверхность граненного стакана и шершавость абразивной бумаги, только видя их изображение на экране телевизора. На этом построена образная реклама и виртуальные спецэффекты современного кино.


Другими словами, на мир мы реагируем своей нервной системой. Можно сказать, что наша нервная система обслуживает наши реакции на мир физический, социальный и духовный. С каждым уровнем по восходящей вовлечение нервной системы делается более интенсивным. Чем выше уровень, тем большее количество нейронов задействовано. На уровне Я-концепции нервная система задействует весь свой ресурс, следовательно решение проблемы делается более эффективным. Повышая уровень рассмотрения проблемы, переходя с более низкого на более высокий, мы задействуем всё большее количество нейронов, добиваясь наиболее эффективного разрешения.

Как и пирамида Маслоу, пирамида Дилтса состоит из семи уровней, которые также условно можно поделить на три составляющих:

1. физическая

2. социальная

3. духовная

Физическая составляющая подразделяется на уровень физических объектов (к ним относятся как предметы, так и люди, так и мы, как объекты предметного мира) и физических действий.


Социальная составляющая объединяет в себе два уровня: первый связан с учебой, обретением навыков, способностей и компетенции, второй уровень касается веры и убеждения, которые по факту уже имеются в нашем сознании в виде встроенных поведенческих программ.


Духовная составляющая также подразделяется на два уровня: нижний – наши ценностные программы, определяющие вектор нашего развития, и верхний - уровень самоидентификации, то есть как мы сами себя представляем, кем мы являемся для самих себя?

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

На вершине пирамиды находится уровень Я-концепции, венчающий собой пирамиду и встраивающая человека в общую картину мира. Главной задачей пирамиды Дилтса является не столько решение проблем, сколько корректировка и выстраивание полноценного образа себя. А мы помним, что только через полноценный завершенный образ себя нам открывается окно возможностей для удовлетворения наших потребностей.


Как работает пирамида Дилтса? Мы используем особенность нашей нервной системы реагировать на вопрос на том уровне, с которого задан вопрос. То есть, для работы с проблемой мы создаем вопросник, каждый раз повышая уровень, с которого задается вопрос, пока не пройдем всю пирамиду. Важно помнить, что при работе с пирамидой Дилтса существуют ряд закономерностей: ответ на причину проблемы всегда лежит на один уровень выше, а решение надо искать на два уровня выше. Далее, мы это постараемся понять на примерах.


Итак, вопросы:

Первый уровень: ОКРУЖЕНИЕ (как, когда, с кем, где, во сколько, сколько? – все вопросы, касающиеся предметов (физических объектов) и времени)

Второй уровень: ДЕЙСТВИЯ (что делать, что делаю, что буду делать?)

Третий уровень: СПОСОБНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОЦЕССЫ (как, каким образом, что я умею, чему нужно научиться?)

Четвертый уровень: ВЕРА, УБЕЖДЕНИЯ, КРИТЕРИИ (в чем я уверен, во что я верю, в чем я убежден, каковы критерии?)

Пятый уровень: ЦЕННОСТИ (почему это ценно?)

Шестой уровень: САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ (кто я, кто мы, в чем моя уникальность, чем я отличаюсь от других?)

Седьмой уровень: Я-КОНЦЕПЦИЯ или МИССИЯ (ради чего, ради кого, кому еще это важно, частью чего я являюсь?)


Можно прогнать любую проблему по нейрологическим уровням самому и найти решение? Можно. Если вы хорошо знаете принцип работы и соблюдаете меры предосторожности. Всё же для более качественной работы лучше, если с вами поработает психолог или гипнолог, специализирующийся на работе с пирамидой. Почему? На вопросы психолога ответы будут более откровенными и исповедальными. Подготовленный психолог может быстро сориентироваться по ходу беседы и задать ряд дополнительных вопросов, ответы на которые ярче высветят для клиента причину проблемы и способ её решения. Кроме того, по ходу вопросов может быть нечаянно задето психотравмирующее воспоминание, которое надо будет незамедлительно сгладить, иначе оно может стать причиной психоза.

В.Серов. Портрет княгини Орловой

Какие показания существуют для того, чтобы пройти собеседование по пирамиде Дилтса? С чего начинается работа? Какие и в какой последовательности задаются вопросы?


Показаниями служит наличие проблемы или неудовольствия жизнью. Психолог либо вы сами определяете проблему. Например: не нравится работа. Психолог вам начинает задавать вопрос за вопросом, на который вы должны максимально искренне ответить.

- Что не так с вашей работой? Место работы, уровень зарплаты, должность, перспективы роста, сотрудники, начальники? – это уровень окружения.

- Каковы ваши планы? Что вы делаете для того, чтобы изменить положение вещей? Ищете новую работу? Пытаетесь изменить отношение к старой работе? Ищете в ней новый ресурс? – это уровень действия.

- Как можно поменять положение? Каким образом? Что для этого вам нужно? Какая вам для этого нужна компетенция? Навык? Способности? Чем вы уже обладаете, что вам надлежит узнать, чему научиться? Что вы умеете делать лучше всего? Что вы любите?– это уровень способностей.

- Почему я так считаю? Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков? Почему я в этом убежден? Почему это так, а не иначе? – это уровень убеждения.

- Зачем и во имя чего я это делаю? Что для меня самое важное по жизни? Каковы мои самые главные ценности? Почему это для меня ценно? – это уровень ценностей.

- Кто я? Кто мы? В чем моя уникальность? В чем главном я отличаюсь от других людей? Кто я такой? Как бы я себя назвал своей матери, своему лучшему другу, своему любимому учителю, своему маленькому ребенку? – это уровень самоидентификации.

- Ради чего я это делаю? Ради кого? Кому еще это важно? Куда мне развиваться? Каково мое предназначение? Что я оставлю этому миру после себя? Частью чего большого я являюсь? Зачем я тут? – это уровень Я-концепции.


И. Макаров. Наталья Александровна Пушкина

Вы можете заметить, что с каждым вопросом нового уровня у вас как будто открывается способность взглянуть на себя с другой стороны и высоты. Шоры

спадают с глаз. Дойдя до самого верха пирамиды, вы заново начинаете отвечать на те же вопросы, только сверху вниз по уровням. И вот здесь начнет происходить самое главное: ответы станут более явственными и логичными. Вы станете свидетелем того, как ваш новый образ начнет обретать конкретные черты, такой же конкретикой и смыслом наполнятся ваши дальнейшие цели, планы и действия. Уйдет суетность, мелочность, какие-то детали станут малозначительными, а что-то станет вдруг для вас важным. Коррекция образа благотворно скажется на обретении смысла бытия, на настроении, активности. Ну а далее, с помощью гипнолога вы сможете этот скорректированный образ ввести внутрь себя, как бы надеть его на себя, тем более примерка образа уже состоялась. Помните? – Главное, чтобы костюмчик сидел! Этот образ должен быть вам комфортен, расширять границы возможного, открывать горизонты.


Внутренний образ эффективно меняет внешний. Внутренне уверенный в себе человек и выглядит уверенным. А образ внешнего мира полностью соответствует вашему внутреннему и внешнему образу себя.


С любовью к вам!

290 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page